Верить в себя, не сдаваться. А. ГрейЧайник (ДМЦ)

 

Скажи, Андрей, а есть в рамках сольной поездки или с группой какие-то такие области географические, куда ещё хотелось бы добраться, но пока нет по разным причинам такой возможности?
В акустике есть возможность добраться во все области. Проблематично добраться только всей бандой. Потому что всё, опять же, упирается в проезд. Ну а в нынешней обстановке вообще непонятно ничего: завтра Донецк, послезавтра – Ростов. Границу пересеку или не пересеку? А то непонятно вообще – одни там окружают границу, другие пугают ежа голой жопой – не пойми что происходит. А так, в принципе, одному с гитарой можно доехать куда угодно.


Ну, то есть, в принципе, все города, что ты посетил, - это твоё личное желание.
Нет, это не моё личное желание, у нас у группы есть директор, Олег Каральник. Люди пишут уже ему, он мне говорит: «Андрей, едь туда-то, туда-то», и потом едем туда-то, туда-то, а он просто строит тур. Опять же, исходя из географических каких-то особенностей. То есть, видишь, сегодня Луганск, завтра – Донецк. Из Донецка в Ростов уже.

 

А отказы бывают какие-то? С вашей стороны, я имею в виду.
С нашей стороны?


Ну да. Что вот куда-то, прям, вообще не хочется ехать, там плохо.
Нет, ты знаешь, по-моему, мы за всю историю группы ни разу никому не отказывали. Единственное, если люди хотят, чтобы мы заплатили деньги за билеты и приехали, отыграли и уехали, то в таком случае может быть отказ. Да и то, только потому, что, во-первых, мы уже ж не семнадцатилетние юноши, а во-вторых, свои деньги как бы не очень хочется тратить. Группе ведь 10 лет уже на самом деле, и предыдущие 7 лет мы свои деньги вкладывали в дорогу, в проезд и всё остальное. А отказать мы можем, если не сошлись финансово с кем-то. То есть, я этого не скрываю, если люди, например, не хотят платить дорогу. Вот если, например, Питер. Нам из Полтавы ехать в Питер. Но это только пример – с Питером у нас всё хорошо. И вот это только на одного человека 700 гривен в одну сторону. То есть ты посчитай: человек должен со своего кармана выложить почти полтора косаря гривен только на билеты. А посчитай ещё, что ты съешь, выпьешь, покуришь. А вот кому-то отказывать из-за того, что там плохо – такого не было ни разу.


В рамках акустических выступлений тебе больше нравится, когда зал активно проводит время или спокойно проникается атмосферой?
Акустика – это такой сложный жанр для меня, что я тебе не могу сказать, как лучше. Сегодня мне концерт  понравился: люди и слушали, и поддерживали. Было и то, и другое, и третье. Акустика – это такой диалог меня со слушателем. А как с любым незнакомым человеком, нужно найти ещё общий язык. Сегодня нашли общий язык. Это было клёво. А так… Люди ж могут с первой песни прыгать, колбаситься и подпевать, а я буду сидеть и совершенно не кайфовать от этого. Вот сегодня кайфанул. Луганск – молодцы, спасибо.

 

То есть это всё ситуативно.

Ситуативно. У меня даже списка нет песен, которые я играю. У меня есть подсказки какие-то свои, но в основном я просто что захотел, то и сыграл. Либо чувствую, что у людей такое настроение – играю то.


А в электричестве насколько важную играет роль порядок песен? Есть какая-то схема?
В электричестве список песен обязателен, потому что если я один сижу на сцене в акустике – я что хочу, то и играю. А в электричестве шесть человек на сцене, и если я из головы буду песни какие-то придумывать… А кто-то, может, песен не помнит, понимаешь?

 

Нет, вопрос в другом. Насколько важен порядок? То есть у вас есть схема, например, мол, мы хотим разбить выступление на логические части или же это просто цепочка песен?
Ты знаешь, да, мы всё-таки немножко строим программу. Пытаемся понять… Мы, например, не ставим подряд три грузовых каких-то грустных песни. Потому что людей погружает всё-таки. Стараемся разбавлять по-разному. Вот была презентация альбома «Маскарад» - там мы играли порядок песен такой же, как и на альбоме. А ведь там он тоже не просто так выстроен. Здесь мы действительно соблюдали какую-то свою схему, потому что если взять альбом «Маскарад» и программу «Маскарад», то должна получиться определённая картинка, которую мы на концертах точно так же делаем.

 

Сегодня концерт хоть и акустический, но он как бы не полностью анплагд – была подключена гитара, пел ты в микрофон. Приходилось ли тебе играть в последнее время «чистую» акустику, на каких-то, может быть, квартирниках или что-то такое?
Я, честно говоря, не совсем понял. По-моему, сегодня был полностью анплагд, просто у меня гитара была подключена. А квартирники, в принципе, в Москве регулярно играю, потому что там эта культура ещё не умерла, и люди ходят. Почему не анплагд? Барабанщика нет, никого не было, я один был.

 

Вопрос по поводу творчества всей группы. Вот этот успех на радио, эти «прорывы» - оно насколько ощутимый толчок группе дало, появилась ли какая-то новая волна слушателей, почитателей или же?..
Ну, что-то чувствуется. Самое интересное – парадоксально для меня – нас сейчас почему-то называют молодым коллективом – ДМЦ. И я… Мы 10 лет уже точно оттарабанили, уже, наверное, 12 все. И многие люди, услышав на «Нашем радио» песню и заинтересовавшись творчеством, начинают слушать и: «О, а почему это я раньше о них не знал? За такое время, такая группа, о-о-о!» Вот это вот чувствуется. А так чтобы… Пока чемодан с долларами на нас не свалился.


А можно сказать, что группа целенаправленно стремилась к получению таких наград?
Лукавить не буду – любые награды, они приятны. Это действительно правда. И именно нашей целью в какое-то время… То есть мы играем русскую музыку, которую мы называем русский рок, то есть русскоязычный рок. И, например, для меня «Наше радио» считается самой главной радиостанцией в той музыке, на которой я вырос, и которую я слушаю. А «Чартова дюжина» и «Взлом года» - мы-то стремились, но мы и не надеялись.

 

А как получилось вообще попасть на «Наше радио»?
Мы в своё время носили песни на «Наше радио». Мы пишемся в Москве, и возле нашей студии звукозаписи совсем рядом оказался так называемый штаб «Нашего радио». Я туда носил наши диски несколько раз, и несколько раз я был молчаливо послан нахер. Собственно говоря, никаких отзывов – ничего не было. А потом на «Нашем радио» сделали такую мини-революцию, и появился программный директор Семён Чайка. А Семён Чайка – это такой очень правильный, честный и принципиальный мужик. Сейчас таких редко можно встретить в сфере шоу-бизнеса. Его наше творчество зацепило. Он нас пригласил к себе в программу «Живые», сделал опрос среди людей: достойны ли мы ротации на «Нашем радио». Там было очень много «Да, да, да» - после этого взяли нашу песню «Как ты там» в ротацию. Люди начали слушать, были позитивные отзывы, и нам уже предложили «Чартову дюжину». Семён сейчас перевернул всю систему, да и мой мозг он тоже перевернул. То есть действительно можно сейчас только благодаря творчеству, а не деньгам, вложениям, покупкам, попасть на радиостанцию, взять премию. Если вы мне не верите, что мы ничего не платили, у меня есть алиби: ребята, у меня бабок нет, у меня нечем. Если взять другие радиостанции – я просто знаю, сколько стоит ротация на других радиостанциях, про «Наше» я не слышал – то, простите, мне надо будет продать квартиру, нашим ребятам всем нужно будет продать квартиры – чтобы нас там месяц покрутили. А мы пока не бомжуем – есть, где жить, так что всё в порядке.

 

Попали на радио естественным путём.
Честно говоря, мы, вот, были в Питере, и мы общались с замечательной группой «Площадь восстания». И вот они говорят: «Мужики, вы знаете, вы для нас пример того, как можно честным путём, что действительно в этом мире есть ещё какая-то справедливость. И вот эти все законы шоу-бизнеса, которые, там, к попсе относятся – они здесь не действуют. То есть можно действительно пробиться на «Наше радио». Та же самая Люся Махова – Тёща – солистка группы «Дайте два» - она тоже говорит: «Блин, оказывается, всё по чесноку». Она с нами записала партию скрипки в этой песне – «Да не вопрос». Участвовала с нами на «Нашем радио» и сказала: «Слушайте, круто, оказывается всё по чесноку как-то, оказывается, что-то есть». Она со мной ходила на премию – в «Крокус сити холл» было вручение. Там, к сожалению, не дали всем нам выйти. То есть когда было вручение, я вышел один, а все наши сидели за сценой и смотрели.


А как вообще публика в России и Украине – она отличается кардинально или всё-таки где-то мы похожи?
Да никак. Абсолютно ничем не отличается. Мы все – братья-славяне. Отличается только питерская публика. В Питере некоторая, наверное, всё-таки своя культура поведения на концертах. У меня питерские друзья – они не могут просто сидеть на концертах. Они колбасятся. Мы, вот, играли в Великом Новгороде, они там такое устроили, они пирамиду строили. В общем, колбасятся, швыряли, там, друг друга. А люди стоят и смотрят. То есть питерцы всё-таки, может быть, самые отвязные, потому что у них так принято, видимо, у них есть культура поведения на концертах.

 

У них и группы есть.
Но группы-то есть везде.


У них скопление такое… Большое… Серьёзное.
Да ладно, что, в Москве меньше групп, что ли?


Ну, Москва, конечно, большая – безграничная. Много там чего есть. И групп тоже.
Тут дело – я ж говорю – не в количестве групп, а, скорее всего, в их… То есть ребята реально приходят на концерт отвязываться – и это очень круто, очень круто. Когда начинают там месиво это вот устраивать – я, как человек, находящийся на сцене, от этого кайфую. Я смотрю, что ребят прёт – а меня от этого ещё больше прёт. А меня ещё больше прёт – и их начинает ещё больше переть. То есть вот такая вот энергетическая связь довольно приятная. Этим вот отличаются именно питерцы. А так все везде одинаковые – тебя либо принимают, либо не принимают.


Вопрос ещё по акустическому творчеству. Есть множество других инструментов, которые можно использовать в акустике. Хотелось ли тебе, если бы были безграничные возможности, добавить к гитаре что-то ещё для акустических выступлений?
Ты знаешь, безграничных возможностей, к сожалению, нет. Я могу ещё ногой пристукивать по бочке.


А потребность такая ощущается? Хотелось бы добавить ещё скрипку какую-нибудь, например, или что-то такое?
Музыку в акустике играть тяжело. Сейчас у нас есть программа – с Луганском, к сожалению, немножко не срослось – но у нас тур по России намечается – в него мы поедем с моим клавишником. Мы с ним вдвоём играем программу. Очень прикольно звучит вместе гитара и рояль. Опять же, 70% где-то мы с ним вместе вдвоём играем, 30% - я уже сам песни доигрываю. С роялем очень прикольно звучит. Где-то в интернетах уже видос даже должен быть. А вообще, я ведь всё-таки сторонник не акустической музыки. У меня очень много друзей, которые говорят, что любят мою акустику больше, чем электричество. Но мне в электричестве гораздо комфортней, скажем так.


Всё-таки команда.
Ну да, да. Мы начинали с акустики, но я всегда стремился к более тяжёлой музыке, к качу такому. В акустике всё-таки ты просто выходишь на сцену, у тебя душа наизнанку вывернулась, ты стоишь голый перед людьми, понимаешь? Если там сидит кто-то во время выступления  - ты поёшь свою песню – а кто-то сидит и пиздит, например, по телефону во время выступления, это же всё чувствуется, ты всё это слышишь, но нужно не обращать внимания. А в электричестве вышли – и понеслась… И потом уже, так сказать, всем спасибо, все свободны.


Сегодня прозвучали слова, относящиеся к политической ситуации, и как ты считаешь, артист, он вообще должен в творчестве уделять таким вот вещам или же он должен наоборот людей от этого отвлекать и заставлять забывать о том, что происходит вокруг?
Ты знаешь, в своё время, когда в Советском Союзе начиналась какая-то хуёвая заваруха, по всем каналам показывали балет. Так что я думаю, что вот эти вот балетмейстеры – они уже наотвлекались. Сделали своё дело, и то, к чему это всё привело,  - мы видим. Отвлекать нельзя. Понимаешь, вот слова «политическая ситуация» - в данный момент я же не говорю о политике. То есть о политике у меня есть своё личное мнение, и о том, что происходит. Я просто езжу и смотрю. Моя главная миссия – скажем, как музыканта: есть люди, которые слушают мою музыку и верят мне. Так что я, наверное, несу какую-то ответственность за то, что я им скажу, ведь они верят мне, моим песням, и если я им, может быть, где-то что-то по жизни скажу, я могу их в чём-то там убедить или переубедить. В данном случае я просто за то, чтобы люди не сходили с ума. Я везде рассказываю о том, что новости, телевидение – это пятая колонна власти (или какая?). То есть в России показывают одно, на Украине показывают другое. Ребят, большая разница даже происходит между Полтавой и Луганском. Просто нужно от этого говна всего мозг свой очистить, и не на горячую голову анализировать ситуацию, то, что происходит. Я ни к чему не призываю, ничего не пропагандирую, я просто хочу реально мира, потому что на Майдане погибли люди – это страшно. Человеческие жизни – это страшно. И погибли люди и с той, и с другой стороны. Опять-таки – вот это вот самое важное. А кто этим пытается сейчас манипулировать и сделать себе на этом политическую какую-то карьеру – это уже другой разговор опять же таки. В Крыму у меня куча друзей. Сейчас там ходят непонятные люди, которые не признают свою причастность к войскам России. Они же не признают, что это войска Российской Федерации. Но для меня неважно это – я же очень дружелюбно… Я люблю Россию, правда, но мне непонятно, почему по улицам ходят люди с автоматами. То есть мне страшно – ну вот правда. То есть прикиньте: мы сидим, общаемся, сейчас, вот, заходит чувак – у него «калаш» висит. Он пойдёт, там, пивка выпьет. Он же может выстрелить. Подвох в том, что нас просто сталкивают лбами со всеми и всё.

 

Ладно, отойдём от этой темы…
Да… «Научи стрелять…»


У ДМЦ есть в музыке какие-то кумиры, на кого хочется равняться, смотреть, в каком направлении идти? Или всё от себя?
Как тебе сказать… Кумиров нет. Есть музыка, на которой, вот например, вырос я. Я на ней вырос. А быть на кого-то похожими или на кого-то равняться – я думаю, что любой музыкант со мной согласиться, что в первую очередь хочется быть ни на кого не похожими. А равняться можно, может быть, по качеству исполнения, по качеству звучания, по качеству гитар, по качеству примочек, чтобы это всё хорошо звучало, потому что «совковое» время уже действительно прошло, и уже у нас в руках вместо «Уралов» можно заиметь себе – Горшок всё время говорил покойный, что, мол, то время уже прошло, можно же не на «Уралах» уже играть, а там «Гибсон» себе купить – что-то хорошее. Равняться на фирмачей по звуку, по работе с оборудованием. А по стилистике и смысловой какой-то нагрузке – я вырос на русском роке. Я оттуда взял всё, что, наверное, было мне нужно. А сейчас добавляю то, чего мне не хватало. А равняться ни на кого не буду. Хочется быть ни на кого не похожим.


А кого из местных, украинских групп ты мог бы указать в качестве примеров того самого уровня?
Ну, например «Кому вниз» - это легендарная киевская рок-группа, это группа, которая по звуку сейчас от Rammstein'а вообще ничем не отличается – я их слушал на концерте. Опять же таки «Океан Ельзи» - достаточно-таки хорошо звучат, хорошо играют. Мне очень нравились «Гайдамаки», когда Ярмола пел. Сейчас же там Kozak System и отдельно «Гайдамаки». Вот старый состав мне очень нравится – очень здорово, технично, у всех консерваторское образование. А так достаточно команд ещё очень хороших…


А ты следишь за андерграундной сценой? Молодые коллективы, там, какие-то…
Ты знаешь, мне, честно говоря, некогда. Вот честно – некогда. Просто потому что опять же – концерт за концертом, туда-сюда… С кем-то общаюсь, появляется свободная минутка – я послушаю. А так чтобы сидеть и целенаправленно искать новую музыку – у меня тупо на это нет времени. Я лучше посплю. Так получается, потому что на отдых времени физически не хватает.


А музыка приносит основной доход или ты где-то ещё работаешь?
Я семь лет работал на телевидении. Я в позапрошлом году уволился и с тех пор живу, собственно, только этим. Я нигде не работаю.

 

До того, как ты уволился, как вообще шло, как одно на другое накладывалось?
А до того, как я уволился, я был исполняющим обязанности главного редактора местного телеканала, заместителем главного редактора, журналистом и редактором тематических программ, и чувствовал себя, в принципе, очень хорошо. Но просто наступил определённый момент, когда я понял, что одной жопой на двух стульях не усидишь. То есть либо я занимаюсь музыкой, либо этим. И то, и то – невозможно. Тем более что чтобы в этой жизни чего-то получить, нужно, наверное, что-то потерять. То есть знаете, старый вот этот анекдот про еврея, который ходил всё время Богу молился, чтобы он выиграл в лотерею. Бог уже не выдержал, сказал ему: «Да ты хоть купи билет». И здесь то же самое. Мы чего-то хотим от высших сил от наших. А высшие силы ждут от нас каких-то действий. Если ты что-то делаешь, тогда, наверное, и начинаешь получать что-то. Уволился, поехал: у меня был зимний тур тогда – 17 городов. У меня, конечно, чуть тогда мозг не вскрылся от всего этого. Но, тем не менее, потом я ощутил, что это приносит какой-то эффект, какой-то результат. По людям просто – люди начинают больше узнавать, всё остальное… И осталась только музыка в итоге.


Как ты вообще видишь интернет – он всё-таки помогает развитию группы или же это такая бесполезная вещь?
Да конечно помогает. Ну а как? Для, скажем, неизвестных музыкантов интернет – это сейчас единственный способ о себе как-то заявить. То есть на радио даже послать заявку сейчас можно через интернет. Плюс разные социальные сети, группы. Сарафанное радио – самая лучшая реклама в мире. То есть я сегодня, например, сыграл. И были какие-то люди, которые меня впервые услышали – им понравилось. В следующий раз они уже будут следить за этим, они с собой ещё людей каких-то приведут. «Ну чего, клёво, мне понравилось». Сарафанное радио. Интернет – это огромное сарафанное радио, главное радио этой нашей единой, огромной и могучей страны.


В интернете такая получается проблема, что как раз наоборот – всеобщая доступность, и любая самая затрапезная группа может позволить себе записать пару демок, куда-то их начать бросать, и у людей возникает такая проблема, что наоборот – слишком много групп, люди не знают, за что хвататься, что слушать. Как можно вообще группе себя на фоне этой большой-большой кучи очень разных коллективов в более выгодном свете показать? На что обращать внимание молодым коллективам?
Молодым коллективам нужно обращать внимание на качество материала. В самую первую очередь. Если материал качественный, то рано или поздно он своего слушателя найдёт – вот и всё. То есть в интернете очень много-много-много групп, а как привлечь к себе внимание? Я ж говорю: качество и верить в себя, не сдаваться. А универсального какого-то рецепта нет. То есть сидеть спамить – как правило, ведь спам раздражает людей, правильно?

 

Во все времена…
Ну а сейчас особенно. Есть ещё такой момент, нужно пытаться где-то участвовать в фестивалях каких-то. Тебя люди где-то увидели, на каком-то фестивале – ты их зацепил своим материалом. Они домой приходят, начинают искать, потом тебя находят, советуют друзьям и понеслось – сарафанное радио.

 

Репортаж с концерта в Луганске: Андрей Грейчайник (ДМЦ) в Луганске

 

Фотоотчёт: А. ГрейЧайник (ДМЦ) в Луганске

 

Мишка Леонтьев

фото PomoRde
специально для indarock.com

Автор: Pobeda

Похожие публикации: