О концерте группы DOK в Харькове


 


Слово «DOK» с индонезийского языка при большом желании можно перевести как «цветок». Неизвестно, знают ли об этом сами участники трио с таким названием, но дерзкий и гремучий запах симбиоза саксофона Артема Васильченко, баса Евгения Кравцова и ударных Станислава Иващенко разнесся по всему Jazzter’y: именно в этом клубе выступил группа, во второй раз в своей истории, посещая Первую столицу.


 


Почему DOK?


 


Честно говоря, мы и сами не знаем (смеются). Скажем так, мы это название не привязываем ни к чему. Это такая мистика. Пускай будет загадка.


 


– Так откуда вы все-таки: киевская или донецкая команда?


 


– Мы некая сборная нашей страны. Три города фактически: Харьков, Киев и Донецк.


 


– Я из Харькова родом, – пояснил саксофонист Артем, – но живу в Киеве. И Стас сам из Донецка, но тоже живет в Киеве. А Женя родом из Киева.


 


– Так произошло, что время расставило всё на свои места и, в общем, так разделились, но нас объединяет музыка, и мы находим время, для того, чтобы на общих репетициях всё это как-то отобразить.


 


Как вы придумываете столь странные названия для песен?


 


С названиями песен всё очень сложно, и глубоко. Мы подбираем общую концептуальную фразу…


 


Даже правильно не песни называть, а композиции.


 


Да. То или иное название – это некое общее концептуальное состояние данного трека.


 


Murmansk, например, почему так называется?


 


Образность – это то, что отличает нашу музыку. Это образ нетрезвого и холодного человека, где-то лежащего. Поэтому Murmansk.


 


Хотя у нас часто спрашивают, когда вы приедете в город Мурманск. И мы питаем какие-то мифические иллюзии по поводу этого города, хотя мы ни разу там не были, и честно говоря, очень не хотелось бы в нем разочароваться, когда мы все-таки туда попадем. Мы его себе нарисовали магическим, так что пусть так и будет, наверное.


 


  В статьях о группе обычно «непонятки» с жанром: то вас к джазу причисляют, то к року. Как-то сами свой жанр охарактеризовать можете?


 


Мы работаем в жанре brutal-pop-power-trio. Брутальная поп-пауэр музыка, да.


 


Обычно вас опозиционируют как джаз-рок…


 


Ну да: панк, джаз, джаз-рок, как угодно.


 


Сейчас трудно музыку как-то классифицировать, да и бессмысленно всё это делать.


 


Ну, изначально brutal-pop-power. Нам комфортно в этом.


 


Если про вас все-таки пишут как про джаз-бэнд, то выделяют такую особенность, что у вас нет вокалиста. Как так сложилось, и собираетесь ли вы его все-таки взять.


 


Нет, в данный момент не ощущаем в этом потребности, чтобы вот так вот радикально. Может, не время еще. А, может, просто не к нам относится.


 


Пока никто не поразил просто.


 


У нас инструментальная музыка изначально, а она другой смысл под собой несет.


 


Понимаете, мы не хотим нести смысловой и эмоциональной нагрузки, а для нас это важно. Для нас важно вернуть музыку к ее исконному, первобытному состоянию.


 


Иногда приходят на концерты девушки, которые сочиняют стихи на наши композиции и поют. Конечно, это какие-то простенькие стишки, но все-таки…



 


Почему так оформлены обложки альбома?


Так произошло, что за оформление альбомов отвечаю в группе я, объясняет Стас. Я являюсь художником и дизайнером, изначально так повелось, взял на себя ответственность. Первая обложка – это вообще мое некое авторское изобретение: все эти нано-существа такие. Необъяснимо…


На общем собрании группы одобрено, так что всё нормально.


Что касается обложки второго альбома, то это такой некий симбиоз меня, как дизайнера и художницы Анны Христюк. Мы пришли с ней к такой общей концепции. Так или иначе, название «DVA» отображено.


 



 


В свое время, московский журнал FUZZ поставил ваш дебютный альбом «DOK» на 13-е место в списке лучших отечественных альбомов 2009-го года. Журналист Владимир Смирнов тогда описал вашу группу так:
«Совершенно безвестное, и оттого еще более ошеломляющее украинское трио, состоящее из басиста, саксофониста и ударника. Трио играет инструментальную музыку, которая могла бы получиться у
Morphine и RedSnapper, будь возможна их встреча в студии. Одна из самых впечатляющих новых групп года». И, в качестве альтернативного альбома вашей пластинке, предложил альбом RedSnapper «ReeledAndSkinned». Вы согласны с таким сравнением?


Мы давно дружим с группой RedSnapper и нормально общаемся. Мы были гостями на их концерте в Донецке, они нас пригласили. Сказать так, чтобы дико «пёрлись» от этой музыки – не сказал бы. Чтобы как-то повлияла на нас – тоже не ощущаю.


Я вообще ничего общего не нахожу. Какой вообще Morphine? Это совершенно разная музыка! 


Людям виднее сравнивать. Пусть будет так. Это лучше, чем, если бы нас сравнивали с какой-то там вообще непонятной группой. Пусть лучше будет так. Поэтому мы к этому равнодушно вообще относимся, как-то нас это особо не волнует.


Кто вам нравится? Кого для себя выделяете?


Цыгане (смеются).


Валентину Пономареву очень котируем. Что касается джаза, то я, например, очень люблю представителей скандинавской джаз-сцены.


Кстати, вы же сами недавно были в Скандинавии, а именно выступили в Финляндии, в хельсинском клубе «DubrovnikClub». Как вас туда занесло?


Местные промоутеры заинтересовались нашей музыкой и, собственно, получили приглашение.


Это самая дальняя точка, которую достигал DOK?


Пока да. И, собственно, первая, и пока единственная наша зарубежная поездка. Если не считать Россию и Беларусь. И Молдова сейчас подает голоса. По возможности мы расширяем свою дислокацию. Стараемся в этом направлении очень уверенно двигаться.


Что отличает заграничный клуб от наших заведений?


Плохой звук (смеются). Есть разные клубы разного уровня. Что касается публики, то поразило, что на концерте присутствовали пожилые люди, за 60. То есть, они не «парятся» прийти на концерт, послушать такую достаточно агрессивную музыку. Возможно, им что-то непонятно. То есть они, от начала до конца честно отсидели, хлопали, слушали, смеялись: им было приятно. У нас мы такого, кстати, не видели. Единственный случай, это в Москве у нас есть один очень хороший друг Лев Ганкин – музыкальный критик, журналист. Он как-то раз имел неосторожность привести свою бабушку на концерт. Насколько я помню, это была женщина 80-ти лет. Она специально приехала в гости к нему и зашла на концерт группы DOK в Москве. Я так понимаю, что ей понравилось, и единственный вопрос, который она задала, как говорил нам Лева: «У них случайно барабанщик не одержимый парень?» Это единственное, что она спросила по окончанию концерта.


Еще один случай был, когда дедушка Стаса, майор Советской Армии,  на концерте в Днепропетровске присутствовал. Он очень таким является радикальным фаном и ярким поклонником группы DOK и, в общем, был приглашен, привезен на концерт, усажен в первый ряд и на концерте истерически плакал, матерился, но всё было от души. Эмоции не контролировал! Ну, это было здорово! Все оценили и помнят его до сих пор. Майор есть майор! (смеются)


И рекордсменом, я думаю, является, в другую сторону, опять же родственник Стаса – племянник Даня, которому три годика. Он посещает концерты в Киеве, ему одевают оранжевые наушники от перфоратора, он берет с собой либо барабанные палочки, которые я ему подарил, либо маленькую гитару, и подыгрывает нам.


Он выходит прямо на сцену?


Нет, он не выходит, он в зрительном зале, но собственно такую вот некую ауру, перформанс создает. Очень аккуратно, в углу, принимает участие. Это самый маленький наш поклонник и самый активный.


– Мой сын не в счет уже, постарше, – добавляет Женя.


– Да, у тебя уже подросток.


– В первый раз, когда вы приехали в Харьков, вы выступали в «Корове». Чем тот клуб отличается от Jazztera?


– Пока концерта еще не было, поэтому сложно сказать. Честно говоря, оба заведения вполне достойные, и звук собственно неплохой, если судить по саундчеку.


– С какой программой вы сейчас ездите?


Сейчас мы ездим в рамках третьей пластинки, обкатываем ее. Она пока еще не вышла и находится на этапе сведения. К весне планируем всё завершить, и сдать на дисках.


Как будет называться?


Рабочее название пластинки –Bewater, что переводится как «Будь водой».


Есть ли у группы какая-то ротация?


Только клубы и фестивали (ребята успели побывать уже на таких крупных опен-эйрах как «Джаз Коктебель», «Соседний Мир» и «Пустые Холмы»). Мы какая-то не радийная музыка, хотя, может, всерьез просто этим не занимались. Пока то, что мы можем себе позволить и feedback, который мы получаем, нам пока этого достаточно.


Вам не предлагали саундтреки писать?


К сожалению нет. Пока нет. Если бы предложили, то мы согласились бы. Это интересно нам.


В независимости от фильма?


Ну как сказать… Смотря что.


К порнофильмам наша музыка просто не подойдет. Это будет уже садо-комедия, либо анальный экшн-триллер какой-то. Мы, честно говоря, за серьезное кино.


Серьезное кино – это какое, например?


- Из того, что посмотрели… Вот, «Жизнь других» очень клёвый фильм. Из последних, то, что очень понравилось. Но он не новенький. Из того, что сейчас в кинотеатре – «Жизнь Пи». Очень понравилось.


Написали бы музыку к «Жизнь Пи».


Наверное, да. Попробовали бы. Хотя там очень пафосный саундтрек, и я не знаю, насколько органично мы бы там смотрелись. По крайней мере, попробовать нам точно было бы интересно.


 


Концерт состоял из двух частей: в первой половине музыканты отыграли мелодии со своих уже изданных альбомов – «DOK» и «DVA», а во второй – еще неизданные и пока имеющие рабочие названия. Стас с Женей очень не хотели, чтобы эти названия попали в Интернет.


«Вряд ли Пол Маккартни хотел, чтобы его песню все знали, как «Яичница-болтушка».


Энергия из барабанщика била таким ручьем, что если бы ее можно было направить на сковородку, то эта самая яичница зажаривалась бы за полминуты.
Все участники на сцене смотрелись очень органично. Действительно, как говорила бабушка Льва Ганкина, одержимый своей игрой на барабанах Стас (в конце концов, одна из его палочек пришла в непригодное состояние, поэтому в лучших традициях рок-музыкантов, ударник выкинул ее в зрительный зал), по-буддистски умиротворенный саксофонист Артем, и не менее спокойный басист Женя, оживший, пожалуй, только на композиции Nasekomoe.


Особенность группы в ее эклектичности: пулеметные барабанные партии,  «подвальный» и ритмичный бас, мелодичное жужжание саксофона (Женя также сказал о том, что на новом альбоме будет еще и скрипка) соединились воедино, создавая неповторимое звучание.


 



 


Автор - Сергей Качечка


 

Автор: Pobeda

Похожие публикации: