Пикник – Чужестранец (2014): «Азбука Морзе для просветлённых и юродивых»



Не мелочись, швыряй свои гроши!
Воды и хлеба дай, официант!
(Э.Шклярский)

Слушая эти слова, невольно вспоминаешь, что часть денег на запись и на выпуск нового альбома группа «Пикник» собирала с помощью краудфандинга. Но, даже если эти слова содержат аллюзию именно на сей факт, то это скорее стоит воспринимать не как злобный сарказм, а как своеобразную дань уважения людям, которые помогли музыкантам финансово. Опять же, не стоит забывать про весьма оригинальное чувство юмора Эдмунда Мечиславовича. Тем более, что оно пропитало воспетую на пластинке историю Чужестранца, как «нашей жизни кровавый сок». Взять того же «Бетховена». Авторы некоторых рецензий уже успели окрестить эту песню «примитивной и глупой», а как по мне – это вполне драйвовая и стильно аранжированная композиция с фирменным стёбом Шклярского в тексте. «Ну что же ты, ну что же ты, глухой? Сильнее бей по клавишам рукой!» С одной стороны, здесь, как и в «Робинзоне Крузо», Эдмунд насмехается как над самим персонажем песни, так и над своим собственным стилем стихосложения. (Вроде бы и сатирически мрачный текст, претендующий на более глубокое прочтение, но вместе с тем, абсурдно-забавный, высмеивающий эти самые фирменные «пикниковские» штампы. Подобный самостёб, кстати, весьма любит выдавать БГ.) А с другой стороны, по эмоциональной насыщенности и раскрытию персонажа, композиция ничем не хуже «Герр Захер Мазох» и «Заратустры». (В последнем, правда, поётся не про историческую личность, а про персонажа из книги Ницше, но тем не менее). Несмотря на скудность текста, в песне буквально рассказана история жизни композитора, его возможные эмоции и переживания. И музыка идеально сплетается с текстом, где надо подчёркивает его и дополняет, а где надо выходит на первый план и усиливает эффект. В общем, как по мне – одна из наиболее удачных и мощных песен на пластинке.

Пикник – Чужестранец (2014): «Азбука Морзе для просветлённых и юродивых»


В целом, я считаю, что «Чужестранец» получился гораздо более удачным, чем прошлый альбом коллектива, «Певец декаданса». Такое впечатление, что кто-то попытался записать альбом «под Пикник», это вышло хорошо и качественно, почти неотличимо, но, тем не менее, без того особого мрачновато-мистического флёра, который так завораживает во время прослушивания пластинок этой группы. Нет, в нём присутствовал и своеобразный Эдмундовский юмор, и таинственно-философская атмосфера в текстах и аранжировках, но, тем не менее, на фоне четырёх предыдущих альбомов (не считая экспериментального «Три Судьбы»), на которых буквально каждая композиция – всплеск, взрыв, порез, от которого хоть и больно, но боль эта томительно-сладкая и ты её не забудешь, когда пройдёт время и порез превратится в шрам; он выглядит достаточно проходящим и, несмотря на некоторое количество действительно цепляющих песен, мало что вспоминается через какое-то время после даже нескольких прослушиваний подряд. В этот раз им удалось частично наверстать оригинальность и волшебность аранжировок и мелодий. Я действительно вспомнил период, который считаю «золотым», с альбома «Королевство кривых» (2005) по «Театр абсурда» (2010).

Хотя, по общему настроению и соотношению песен, альбом напомнил мне «Говорит и показывает» (2003) и «Египтянин» (2004). Тут две драйвовые песни с претензией на хитовость (Танго «Чёрная кракатица», Бетховен), две странные песни с кучей дополнительного текста вокруг пары основных строчек, которые могли бы быть хитами, но вряд ли дотянут (Кем бы ты ни был, Азбука Морзе), основная концепция альбома выражена определённой песней и выведена на обложку (Чужестранец), вроде и проходящие песни, но светло-лирические, с красивой и мелодичной инструментовкой (Потерянный, Мотылёк), а одна из них с уж слишком явной мистической подоплёкой (Вот и я не дойду до конца), одна, сделанная необычно и экспериментально даже для «Пикника (Неотправленное письмо) и вообще странная песня, то ли чтоб забить лишнее время, то ли просто, музыканты таким образом прикалываются и дразнят слушателя (Песня эмигранта), а также отсутствует инструментал.

К слову, новая пластинка повторяет тематику прошлой – декадансом веет от значительного числа композиций, а в открывающей альбом «Кем бы ты ни был» он вообще становится лейтмотивом. Только теперь наш декадент не сидит в душных салонах, а скитается по чужим ему странам среди чужих ему людей. Кем бы он ни был, он отправился в путь и стал чужестранцем. Не забывая в своих странствиях смотреть на небо, ведь именно для него где-то там, в вышине, «горит звезда одна». И «Ничего, что жизнь твоя напрасна, ничего, что твой не долог век. Лишь бы солнцем утренним украшен, ты бы шел легко себе по свету». В принципе, обе, открывающие пластинку песни, достаточно жизнеутверждающие. В них Эдмунд Мечиславович уверяет, что как бы там ни было, что бы у тебя в жизни ни случилось, всё равно не стоит отчаиваться и нужно находить в себе силы, как для веселья, так и для перемен и следования своей мечте. По мелодике и аранжировкам это всё тот же старый добрый «Пикник», ничего радикально нового, но и не скучная калька с предыдущих композиций, хотя некоторые ритмические и музыкальные ходы можно припомнить (например, «Кем бы ты ни был» ритмически очень напоминает «Куклу с человеческим лицом»).



Почти о том же повествует нам лирический «Потерянный». Судя по всему, именно так, как описано в песне, главный герой альбома начинал свои странствия. Он ещё не знает, что именно ищет, ради чего пустился в путь, но пока что достаточно беззаботен, чтобы не заморачиваться и просто бродить по свету, хотя и чувствует некий дискомфорт и клетка, из которой он хотел сбежать, всё ещё с ним. На иллюстрации к песне мы видим лирического героя, танцующего под облаками с растрёпанным вороном – видимо, именно так в его воображении выглядит мнимая (или даже настоящая) свобода.

Как и обещали музыканты, пластинка получилась концептуальной и все песни, какими бы разными они не были, всё же взаимосвязаны. Даже «Азбука Морзе», которая уже выпускалась раньше как отдельный сингл. В плане музыки я считаю её неудачной. Все ингридиенты «Пикника» налицо, но она получилась довольно искусственной, ненастоящей, именно тем, что я называю «под Пикник». Ребята старались держать марку и записать её в духе остальных своих композиций, но перестарались. Поэтому несмотря на всё это, нет в ней атмосферности и жизни. Хотя, если вдуматься, то какая же может быть жизнь в сухих «точках-тире»? Что же касается общей концепции альбома, тут мы видим уже повзрослевшего героя, который не так беззаботен, как в прошлых композициях. Он ещё не нашёл смысла в своих странствиях, но уже понимает, что время уходит зря и не хочет его терять. «Чтобы время не мчалось вперед, чтобы день не гонялся за днем, он часы ненавистные жжет огнем.» Но любая чёрная полоса сменяется светлой. И в следующей композиции он уже смотрит в будущее с надеждой, почти предчувствуя своё предназначение и в глубине души понимая, что даже со смертью его история и приключения не закончатся. «Такова его доля, - с ветром утренним споря, да судьбы своей скорой не знать до поры». Мелодия легка и незамысловата, но для этой песни другого и не надобно. Без искусственной сложности и грузности, она действительно порхает, как стая мотыльков.

Следующее произведение вводит меня в недоумение, как своим названием, так и своим содержимым. Вполне возможно, это просто зарисовка из многочисленных странствий Чужестранца и, видимо, очередной «подкол» слушателей, которые относятся ко всему творчеству «Пикника» уж слишком серьёзно. Почему именно «Песня эмигранта»? Зачем в ней вообще текст? В принципе, она могла стать вполне годным, хоть и проходящим инструменталом. Об этом лучше спросить непосредственно Эдмунда Мечиславовича, но оказии пока что не представлялось.

Что касается «Танго «Чёрная Каракатица», то на иллюстрации к песне Шклярский нарисовал бандитского вида мексиканцев с гитарой и оружием. Я же во время прослушивания вспомнил тот момент из «Пиратов Карибского моря», когда Джек Воробей и Элизабет остались одни на необитаемом острове и нашли тайник с ромом. Хороша та песня, которая каждого слушателя цепляет за какое-то лично его «живое» и вызывает индивидуальные ассоциации. Поэтому крайне рекомендую к прослушиванию, лично для меня она - одна из лучших на пластинке. Именно за такие композиции я когда-то полюбил Пикник.

Сплясав буйный танец и послушав безумного гения, наш герой приходит вечером на берег пруда и устремляет взор в воду. Но видит там то же, что и на небесах – луну, а точнее лишь половину её лика. И кто же обвинит его в том, что в таинственной вечерней тиши его естество сливается с лунным светом. Он ещё не дошёл до конца. И не знает, где окончится его путь. Но именно здесь он исчезает из нашего поля зрения, заставляя нас в неведении гадать, что же случится с ним дальше и оставив нам как память о себе лишь неотправленное письмо. Стилистически песня выдержана в духе лучших баллад раннего Пикника. Она завораживает, она возносит ввысь, она растворяет в себе. Но это ещё не конец, о чём напоминает нам ещё одна композиция на пластинке.



«Письмо (неотправленное)» очень хороша как заключительная кода ко всему, что мы услышали до этого. И текст, на мой взгляд, тут не лишний, и очень хорошо её дополняет, придаёт ей смысл и подводит под общую концепцию. Она оставляет нам много вопросов, чтобы мы, как и после прочтения хорошей книги, не просто отложили её в сторону и взяли в руки другую, а ещё некоторое время поразмышляли обо всём, что мы услышали, и что зажгло у нас в потаённых местах души и сознания тёплые огоньки. «Здесь целый мир бурлил и затих, среди запятых, среди запятых...»

Также в качестве бонусов альбом включает в себя две версии «Азбуки Морзе» и одну «Мотылька». Особо они ничем не примечательны – одна версия «Азбуки» выходила на одноимённом сингле, а другая – её более жёсткая (и, кстати, более драйвовая) версия.

Альтернативная версия «Мотылька» примечательна тем, что её сводил калифорнийский звукорежиссёр и продюссер Эрик Гриди, которому за свою карьеру удалось поработать с такими выдающимися музыкантами, как Ринго Старр, Оззи Осборн и Ронни Джеймс Дио.

Справедливости ради, стоит сказать, что у Ринго он засветился лишь как один из множества бэк-вокалистов на треке «La De Da» с альбома «Vertical Man», а с Оззи, судя по всему, ему удалось поработать лишь косвенно, так как «Великий и Ужасный» тоже участвовал в качестве бэк-вокалиста в другом треке с этого же альбома, а других подтверждений их совместной работы нет. Что касается Дио, то кроме совместного фото, я тоже не нашёл никакой информации про их сотрудничество. Также стоит добавить, что Эрик не гнушался работой и с Барбарой Стрейзанд, и с рэпером Snoop Dog. В любом случае, его версия «Мотылька» звучит на порядок лучше, особенно это заметно в партии ударных и вокала – в оригинальной версии они звучат где-то сзади и глухо, а тут все инструменты слышны отчётливо и, несмотря на то, что это лирика, она даже слегка качает.

Что до альбома в целом, то необходимо помнить, что у «Пикника» текст апеллирует не только к интеллекту, а и к восприятию на уровне подсознания, а музыка катализирует и сглаживает эффект. Она здесь – как шоколад на мороженом. В принципе, всё творчество группы такое - его можно воспринимать ушами, а можно некими глубинными чувствами, о которых ещё не знаем ни мы, ни продвинутые учёные. И на последние, вне зависимости от их выявленности, его воздействие гораздо более сильно. Каждая песня превращается во что-то более значимое, чем просто музыкальная композиция, нечто более интимное, чем просто трек на диске. И именно на этом диске этот эффект присутствует в полном объёме. Главное – вслушаться.

Макс Портвейн
специально для indarock.com

Автор: Pobeda

Похожие публикации: